православное паломничество

Литография Антония Дымского монастыря

Чем отличается паломническая поездка от светской экскурсии на святое место, в монастыри и храмы?


 Сегодня многие поездки совершаемые в древние православные храмы и монастыри светские турагентства называют паломничеством. Но что отличает экскурсию от паломничества? Где та грань которая поездку на святое место разделяет на экскурсию и паломничество?

Прежде чем выбрать с кем отправиться в поездку к православной святыне  спросите себя, что вы ожидаете:

  • информацию об истории святого места, монастыря, святыне?
  • увидеть культурное наследие былых времен, поколений?
  • экскурсии на святом месте?

или

  • вы хотите почувствовать благодать и умиротворение, покой души?
  • вам более важны те таинства, что происходят в храме во время служения?
  • вы хотите участвовать в службе, молитве?
  • вы нуждаетесь в исцелении, но доктора не дают надежды и обстоятельства ведут вас в церковь?

Мотивы желания поехать на святое место, где с давних времен идет молитва могут быть разными, но именно они определяют обратитесь вы в турфирму или в паломническую службу.

Рассказ об экскурсии от турфирмы не требуется ибо все мы со школы встречались с этим видом путешествий.

 В Петербурге и Ленинграде находилось Государственное экскурсионное бюро  (сокращенно ГЭБ), которое готовило достойных высококвалифицированные кадры. Сегодня многие методисты и экскурсоводы ГЭБа передают свои знания новым поколениям, ведут великолепные экскурсии по Петербургу, сопровождают экскурсантов в монастыри. И за этот просветительский труд им благодарность.

 Правда время после перестройки родило новое поколение экскурсоводов, для которых это всего лишь халтура на потеху публике.

 И как важно, чтобы отправляясь на святое место не попасть в руки халтурщика.

 

Уже никто не отрицает, что у человека есть душа. И для говорящего слово на святом месте надо понимать ответственность за сказанное слово, его честность и безвредность для души слушающего.

 

Поэтому очень часто в паломнических поездках вместо рассказа могут читать молитвы, могут пребывать в молчании. И казалось бы, не было больших речей, а человек обретает покой, умиротворение.

А бывают сопровождающие, которые имеют сердечную любовь к святому, куда он сопровождает паломников и ему желанно разделить эту любовь с ближним и он рассказывает о святом, о православии, о значении того места куда едут.

 

И надо понимать, что поездка с паломнической службой - это поездка с православной экскурсией, где могут рассказывать о тех же исторических событиях, но уже соединяя светскую историю с православной христианской, ведь порой трудно понять мотивы царей, князей, бояр без понимания христианского образа мысли. С чем боролись, чему сопротивлялись, у кого искали заступничества.

Это если мы говорим о экскурсионной составляющей паломничества.

Но есть то, что не дается туристам светскими экскурсиями.

В туристической поездке нет времени и понимания молитвы. У многих после такой поездке может остаться вопрос: а чем монахи занимаются в монастырях, зачем уходят в монастырь, что молодых привлекает в монашеской жизни.

В этом важное отличие паломнической поездки от светской экскурсии по святым местам.

Паломничество - это поездка для души, в ней поиск познания Бога, его промысла в вашей жизни.

 

История, экскурсия, рассказ - они важны, но более всего важны покой души, умиротворение, радость.

 

Определяясь с целями поездки на святое место, в древние монастыри, вы решаете и то, какая должна быть эта поездка, а отсюда выбор ехать с турагентство или паломнической службой.

Автор статьи Ручьева Елена, ответственная за поездки,

сопровождающая на маршрутах